Моя малая Родина - Мильково, Камчатский край


ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА СЕЛА МИЛЬКОВО


  Карта села Мильково в Камчатской области подробная с улицами


  ИЗ ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СЕЛА

Мильковский район. Мильково
Камчатский край.
Район № 5 - Мильковский




















Через горы, через море
Путь крестьяне проторили    
У Камчатки, на угоре,
Свой обоз остановили.
Здравствуй, гордая Камчатка!
Не чуждайся, дочь Востока!
Принимай гостей по-братски,
Мы - пришельцы издалёка.
Мы пришли, чтоб ты, долина,
Хлебным колосом играла,
Чтобы домом – не чужбиной
Ты, красавица, предстала.
            Г. Г. Поротов

История возникновения села Мильково своими корнями уходит в далёкий XVIII век, и многие подробности этого процесса неизвестны. Даже о дате его основания нет общего мнения. По одной  версии Мильково было основано в 1740 году,  по другой - в 1741 году. Официальной же датой считается 1743 год.[1] 
      В 1697 году В.Атласов «со товарищи» на реке Кануч поставил крест. Это означало, что Камчатка вошла в состав России. Начинается её освоение. Здесь появляются русские остроги, и казаки начинают нести свою службу. Появляются русские купцы. Появляются православные миссионеры. И все хотят кушать. А что для русских самое главное? Конечно, хлеб. Завозить хлеб на Камчатку дорого. Если в Иркутске пуд хлеба стоил один рубль, то на Камчатке он стоил уже 14 рублей. Что делать? Вспомнили В.Атласова, который в своей «скаске» писал, «а в Камчадальской и Курильской земле пахать можно, потому что места тёплые и земли чёрные и мягкие, только скота  нет и пахать не на чем, а иноземцы ничего сеять не знают …»[2].  Так, природно-климатические условия долины реки Камчатки заставили задуматься о развитии здесь земледелия.
     Верховный Тайный Совет, Сенат, императрица Анна Иоанновна упорно изыскивали способы решения этой задачи. Дважды отправляли сибирских крестьян на Камчатку. Первая партия из Братского острога разбежалась. Второй, состоящей из 50 семей  Илимского острога, решили дать льготы и оказать помощь зерном и скотом.  Но  на Камчатку в 1740 году из 50 прибыло всего 24 семьи. Такая длительная задержка была вызвана тем, что «илимские крестьяне были задержаны Берингом в Якутске для экспедиционных работ …»[3]. Тем не менее, крестьяне прибыли и стали искать место для поселения.             
      Пять семей  в 1743 году обосновались в районе будущего Милькова. На реке Шигачик – две семьи и на реке Билкугу (будущая Милковка, Мильковка, Мильковушка) – три. Эти реки расположены рядом, не удивительно, что все пять семей вскоре почувствовали себя односельчанами. Потом выяснилось,  что частые половодья заливали селение, и   жители    переселились   на   более возвышенное место.  Возможно,  это был район нынешней улицы Победы, которая раньше называлась Авача (Авачинская). Г.Поротов приводит версию, согласно которой слово «авача» по ительменски значит «русский», и, следовательно, Авача - это место, где живут русские[4]   
      Конечно, хотелось бы  знать фамилии  первых поселенцев, но за давностью лет однозначного ответа и на этот вопрос нет.  Мильковские краеведы Е.В.Крупенина и М.В.Лещин  называли Бобряковых, Ворошиловых, Корелиных, Пермяковых,  Толман.[5] Г.Г.Поротов к коренным жителям села  отнёс Бобряковых, Пинигиных, Синаевых.[6] Но достоверность некоторых фамилий вызывает сомнение. Так известно, что Ворошиловы, по сословной принадлежности - священнослужители, появились в Милькове уже после возникновения села. Братья Толман прибыли на Камчатку как торговцы из Америки также позднее 1743 года.
       Краевед Борисов В.И[7]. на основании исповедальной росписи[8] Богоявленской церкви 1893 года выделил 15  местных фамилий: Бобряковы, Верещагины, Еланцевы, Ивановы, Краснояровы, Мальцевы, Михайловы,  Петровы, Пинигины, Подкорытовы, Плотниковы, Поповы, Потаповы, Синаевы, Шишкины. Фамилий Ворошиловых, Корелиных, Пермяковых, Толман в этом списке нет.  А вот фамилии Бобряковых, Пинигиных, Синаевых есть. Возможно они и были среди первопоселенцев, однако, полной уверенности нет, требуются дополнительные исследования.  

       Первоначальное название села было Милково или Милкова, потом - Мильково.
Как же село получило своё название? На этот счёт существует несколько версий.
   1. Название села связано с  речкой Билькугу. Не очень удобное для русского уха ительменское название Билькугу  в процессе общения трансформировалось в Милково, потом - появился смягчённый вариант Мильково.
   2. По-ительменски «Билькугу» означает «милая» - так и  появилось название села -  Милково, Мильково. Вначале - деревня Милкова
   3. Происхождению названия села даётся и такое объяснение. Первые поселенцы, отыскивая подходящее место для поселения, остановились на берегу небольшой  речки. Так как окружающая природа вызвала восхищение поселенцев, то они воскликнули: «Какое милое место!». Отсюда речка и село получили название Мильково[9].               
     4. Конечно, есть и мифологическая версия. Она принадлежит перу мильковчанки Галины Заяц – талантливой художнице, скульптору и сказочнице.
«Сидела бабушка с внучатами у печки  поздним вечером зимой и рассказывала сказку:
- Это было давно. На месте, где мы сидим с вами, была когда-то стоянка наших пердков-ительменов. Трудолюбивый был народ: рыбу ловили, пушнину промышляли. Жили дружно и спокойно. Как у всякого народа были у них очень красивые девушки – брови густые, пушистые, что собольки, глаза чёрные, - что у молодого медвежонка, а косы-от» - как улисы хвост, длинные, толстые. Среди девушек особенно хороша была Завина. Ой, и не один-то парень по ней вздыхал. Приехали как-то в соседнее селение Шигачик молодые торговцы с Аляски, и был среди них удалой красавец Нел. Только раз взглянул он на Завину, и навсегда полюбил её. Завине тоже полюбился молодой человек. Какая это была любовь! По вечерам Завина пела Нелу песни на своём языке, а он рассказывал про свой далёкий родной край. Решили они пожениться. Нел хотел на свадьбу одеть свою невесту только в подвенечное, золотом расшитое платье. Ительменским мастерицам такое шитьё было не под силу, да и подобное они в глаза никогда не видывали. Вот и поехал жених  за платьями и украшениями, да заблудился.
     Уж как скучала красавица Завина, всё ходила на их с Нелом любимое место у речки. Прозрачная речка была. Тихая. Слёзы Завины капали в неё,  отчего становилась река ещё прозрачней. Однажды бедная девушка не выдержала и бросилась в воду. Речка обняла её, приняла. Сказывают, стала с того времени русалка, сильно похожая на Завину, только очень печальная, иногда показываться людям.
     А жених красавицы Завины Нел вернулся. Узнал весть о своей невесте, загоревал, Затосковал. Подолгу сидел у речки и всё звал: «Милка! Милочка! Милка моя!». Эхо, словно отвечая его горю, вторило: «Мил-ко-о-ово-о-о!»
     Не выдержала красавица-невеста, показалась однажды русалочкой из воды. Как увидел Нел в речке русалочку, как две капли похожую на его милку Завину, ни о чём не думая, бросился заней. И снова встретились влюблённые, теперь уже навсегда.
     С того времени речку ту стали звать Мильковушкой, а селение, где жила Завина – Мильково».


СТАРОЕ МИЛЬКОВО


Постепенно Мильково меняло свой облик, его население росло.                                                            
ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ СЕЛА МИЛЬКОВА
(Сведения  до 1917 года приведены без учёта детского населения)
Таблица

Год
Количество жителей, человек
Примечание
1836
   140

1853
    271

1893
    288

1918
    409

1926
    447

1938
    677

1964
  2820

1989
12 132

1997
10 276

2002
 9 134
Предварительные итоги переписи 2002 года
2008
8888


ИСТОЧНИКИ

[1] Полевой Б. Новое о пребывании В.К.Арсеньева на Камчатке в 1918-1919 гг./ Газета  «Знамя труда», 7 ноября 1986 года, стр. 7
[2] Землепроходцы (История земли Камчатки) -  «Камшат», Петропавловск-Камчатский, 1994 года, стр.30
[3] Сгибнев А.А. Исторический очерк главнейших событий в Камчатке с 1650 по 1856 год – Вопросы истории Камчатки, вып. 1, Петропавловск-Камчатский, 2005, стр. 79
[4] Георгий Поротов. Сочинения, т. 2, - Петропавловск-Камчатский, холдинговая компания «Новая книга», 2003, стр. 381.
[5] Газета «Камчатская правда», 1 апреля 1967 года, стр. 3
[6]Поротов Сочинения, т. 2,  Петропавловск-Камчатский, холдинговая компания «Новая книга», 2003, стр.381
[7]Борисов В.И. Наша история. Проект «Составление родословной камчадальских фамилий с. Мильково Мильковского района Камчатской области за временный период с 1890 по 1950 г.г.» - «Абориген Камчатки», 28 декабря 2006 года, стр. 6
[8] Исповедальная роспись – список прихожан, бывших на исповеди. Велось три именных списка: в первый вносились все прихожане, бывшие на исповеди, во второй – не бывшие, в третий – раскольники. Преимущественным временем исповеди был Великий пост на Пасху.
[9]  Объяснительная записка к пункту № 17 карточки учёта села Милькова (ГАКО, ф. 265, оп. 1, д. 130, л. 55;  … А жизнь кипела / Знамя труда, № 50, 23 апреля 1983, стр. 3

МИЛЬКОВО 
В ОПИСАНИЯХ ЗНАМЕНИТЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ XVIII - XX ВВ. 

Ж. Б. Б. Лессепс. 1788.

Историческая справка
    Жан Батист Бартелеми Лессепс –  сын французского посланника в России, участник французской кругосветной экспедиции. Он оказался единственным участником этой экспедиции, оставшимся в живых. В 1787 году корабли экспедиции Лаперуза, совершая своё путешествие, зашли в Петропавловскую гавань. С Камчатки Лаперуз захотел отправить во Францию накопленные письма, отчёты, карты. И это поручено было сделать Лессепсу. Так что он сошёл с корабля в Петропавловске и совершил по ней своё путешествие, о котором написал книгу.

«Приехав в Мильково, я очень удивился, не найдя в нём ни камчадалов, ни казаков, но поселенных в довольном числе крестьян, которых вид и обхождение показывали, что их поколения не перемешаны. Эти поселенцы были выбраны в 1743 году отчасти из россиян, отчасти из сибиряков, в числе первых жителей, то есть хлебопашцев. Посылая их в этот полуостров правительство имело в виду своём то, что по править землю, завести хлебопашество, надеясь, что примеры  и успехи этих поселенцев     научат природных жителей этой страны, и заставят их с большей охотой заниматься этим благородным и нужным упражнением. К несчастью, они по чрезмерной своей беспечности, которую я уже
описал, худо соответствовали благоразумным намерениям правительства. Они ещё далеки не только от чувствований поревнования, но даже  от расположений пользоваться наставлениями, пред глазами их находящимися.   Эта пагубная нечувствительность делает приметнее, и заставляет с удивлением видеть деятельность выходцев, которые за труды свои получают довольные награды. Их дома, состоящие близ Камчатки, можно почесть выгодными, они водят скотину, которая, по-видимому, была тогда в хорошем состоянии; заботливость их подаёт надежды иметь успех во всём. Я приметил, что они, по-видимому, все вообще были довольны своим состоянием, любили чистоту, всё для них служило в пользу, и ничего не было трудного. Всякий пахал, засевал своё поле и, обязываясь только заплатить подушное, всякий имел волю собирать плоды своих трудов, которыми плодородная земля награждала его  со излишеством. Я уверен, что больше пользы получали бы, если бы число хлебопашцев увеличили.
     Главная жатва состоит из ржи и меньшего количества ячменя. Они не занимаются звериною ловлей, и правительство из предосторожности даже запретило им в этом упражняться, дабы не отвлекались от своих  работ, но я узнал, что они не слишком уважают это запрещение. Начальник их от правительства назван старостой, который выбирается из стариков в деревне, как само имя его показывает. Он бывает при засеве                 и жатве хлеба, назначает время, сверх того ленивых понуждает, ободряет прилежных                  и старается содержать их в порядке и повиновении».

ИСТОЧНИК Лессепсово путешествие по Камчатке и Южной стороне Сибири. Ч.1. М., Губернская типография А.Решетникова, 1801 г., стр.166-178


В. М. Головнин. 1809

Историческая справка
мореплаватель, член-корреспондент Петербургского АН (1818), вице-адмирал (1830). Руководил кругосветными плаваниями на шлюпе «Диана» из Кронштадта до Камчатки (1807- 1809), во время которого совершил путешествие по Камчатке, а после доставил припасы для Российско-Американской компании. В 1811 провел точную опись Курильских островов, был захвачен японцами и провел в плену 26 месяцев. С 1823 генерал-интендант флота: под его началом построено свыше 200 кораблей, в том числе 10 первых русских пароходов. Автор сочинений о своих плаваниях.

    "Деревня сия населена русскими, которых предки переведены сюда из русских губерний. Милковой она называется по реке, на коей стоит ныне.  В ней считается с лишним  50 душ мужского пола, управляются они старостою и платят подушной оклад[1] и рекрутские деньги, но рекрут и ясаку с них не берут. Мы остановились в доме старосты, человека очень неглупого, который притом по всей Камчатке славится своей честностью. Переселяя русских крестьян в Камчатку, правительство имело в виду завести здесь хлебопашество и распространить оное между камчадалами, но климат не позволяет достигнуть этой похвальной цели. Ниже сего, в замечаниях  моих  о Камчатке, я буду подробнее говорить о сем   предмете,  а  здесь  скажу  только,  что крестьяне,  поселённые в Камчатке,    подобно    камчадалам,   главное   своё   пропитание находят в рыбной ловле, а на земледелие мало надеются. Они даже много заимствовали из камчадальских нравов, и самый русский язык между ними похож на тот выговор, каким камчадалы говорят по-русски.
     Старосту и семейство его мы пригласили с собой пить чай и расспрашивали его о состоянии их селения и о других предметах, до них касающихся. Суждения его, по моему мнению, были весьма основательны, а особливо мысли, какие он имел о зле, происходящем для здешних крестьян и для государства вообще от запрещения жениться на всякой дальней родне. Ныне в Камчатке, кроме сей деревни, есть ещё другое селение русских крестьян, в коем мужеского пола 70 душ. И как они поселены здесь издавна, то почти все семейства в обоих сих селениях состоят между собою в каком-нибудь родстве. И поелику молодые мужчины весьма редко могут сыскать себе невест из камчадалок,                а женщины русские почитают за большое для себя унижение иметь мужем камчадала  и никогда за них не выходят, то от сего происходит, что девки здесь, по большей части ведут распутную жизнь. Но ещё в вящее преступление приводит их стыд, заставляющий изыскивать средства к истреблению младенцев, незаконно ими рождённых, которых иногда лишают они жизни в самой утробе и чрез то лишаются собственного своего здоровья и навсегда делаются бесплодными. Зло сие не только что оскорбляет веру, но и для государства вредно, лишая оного граждан в таком месте, где народонаселение самое слабейшее из всей империи, и потому, мне кажется, не было бы противно правилам религии разрешить для них брак даже на двоюродных сёстрах, а кумовство, сватовство и тому подобное ни во что ставить. Недостаток в пище и местные обстоятельства были причиной, что священному чину в Камчатке дозволено по постам есть мясо,  то почему же и запрещение на брак с роднёю не уничтожить для сей крайне малолюдной и почти пустой страны?
            На другой день поутру, когда мы готовы были ехать, староста подарил мне от себя двух соболей, а жена его товарищу моему г-ну Филатову - лисицу. Всё же их общество подарило нам быка, которого убить и доставить в Петропавловскую гавань крестьяне взяли на себя, за что мы отдарили их вещами, наиболее для них нужными, какие у нас случились тогда и которые мы для подобных случаев с собой взяли...»



[1] Подушной оклад (подушная подать) – основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий вне зависимости от возраста.  

ИСТОЧНИК - Головнин В.М. Путешествие на шлюпке «Диана » из Кронштадта в Камчатку, совершенное под начальством флота лейтенанта Головнина в 1807- 1811 гг.   М. Государственное издательство географической литературы, 1961, стр. 288-290.
     

В. Л. Комаров. 1908 - 1909

Историческая справка
Комаров Владимир Леонтьевич (1869-1945), ботаник, академик РАН(1920), вице- президент (с.1936)АН СССР. Герой Социалистического  Труда(1943).Организатор науки,
активный участник реформы АН СССР, создания ее баз и филиалов. Занимался систематикой, флористикой и географией растений. Исследовал флору Д.Востока, Маньчжурии. Руководил созданием труда
«Флора СССР» (т. 1-30, 1934-64). Государственная премия СССР (1941,1942).

Мы въехали в Милковку  и поднялись вверх по ней немного, насколько только допускало мелководье, после чего нам пришлось пройти пешком ещё   с полверсты, чтобы добраться до большой русской деревни Милковой; здесь мы встретили хороший и радушный приём в доме старосты Кошкарева.
 Милковка - небольшая речонка, едва имеющая 3 версты в длину  и приходящая из мокрой тундры; весной же она становится обыкновенно очень многоводной и стремительной. На берегу её не более как в расстоянии версты от главной реки, расположена деревня. 27 домов с красивой деревянной церковью,со всеми пристройками и большими огородами образуют длинную и широкую улицу. Жители (при нашем посещении 110 душ мужского и 101 душа женского пола) русского происхождения имеют 105 голов рогатого скота и 20 лошадей.
К большой выгоде и пользе страны в 1846 году по всей Камчатке введено было разведение в огородах картофеля и овощей, например капусты, репы и пр. Эти огороды, постоянно расположенные в непосредственной близости домов, всегда освобождаются гораздо раньше от снега; наконец, на небольших площадях можно в случае надобности и пособить горю, так, что работа на огородах начинается гораздо ранее, чем на обширных дальних полях, а потому большею частью приводит к удовлетворительным результатам. Если как-нибудь и случится раньше времени ночной мороз, то, самое большое, почернеет картофельная ботва, между тем как клубни останутся под защитой земли; капуста же выдерживает небольшой мороз без всякого для себя вреда.
Далее в 1847 году в Ключах и Милковой был введён в высшей степени полезный промысел. Камчадальская крапива повсюду достигает необыкновенного роста и часто образует обширные чащи. Обывателей научили изготовлять пряжу из крапивы,                             и в настоящее время нередко можно видеть сделанные из этого материала рыболовные сети, а также прочную хорошую ткань, употребляемую для белья.
Население Милковой во всех отношениях сходно было с населением Ключей. При всём старании обывателей жить по-православному, по-русски, в общем складе их жизни сказывались, тем не менее, кое-какие чисто камчадальские черты. Это обнаруживалось прежде всего тем, что обычный рыбный промысел играл здесь не меньшую роль, чем у камчадалов; ясно было, что рыболовство составляет главный источник существования для населения. При нашем посещении Милковой шёл в большом количестве кизуч, но очень часто встречался ещё и хайко. Как в Кырганике и Машуре, так и здесь небольшие ручьи были перегорожены заборами, и наполненные рыбой корзины передавались на берегу женщинам, приготовлявшим из неё зимние запасы».

ИСТОЧНИК - К. Дитмар. Поездки и пребывание  в Камчатке в 1851-1855 гг. Карла фон-Дитмара. Часть 1 (Исторический отчёт по путевым дневникам), СПб, 1901. стр.361-365.


В. К. Арсеньев. 1918
                          
Историческая справка
Арсеньев Владимир Клавдиевич (1872-1930), русский биограф, этнограф и писатель.  Исследовал Южное Приморье (1902-03),  горы Сихотэ-Алиня (1906-1910). Научный труд  по проблемам географии, этнографии, биологии Д.Востока. Один из создателей  краеведческого направления в отечественной  научно-художественной  литературе: книги  «По Уссурийскому краю» (1921), «Дерсу Узала» (1923), «В горах Сихотэ-Алиня» 
( 1937) и другие.

Сведения о камчатском селении Мильково, собранные лично В.К.Арсеньевым в 1918 году по анкете, им же составленной.

  1. Селение Мильково. Название сохранилось исстари. Расположено на левой протоке реки Камчатки, называемой Антоновкой. Село наиболее благоустроенное по всей долине Камчатки. Жителям неизвестен год основания села (1).
  2. Число дворов. Коренных 68. Приписавшихся 1.
  3. Число жителей: мужчин, женщин, мальчиков, девочек.
         Коренных          106            101             95            103
         Пришлых             6                1
         Китайцев              3
                                Старик Колесов
4. Санитарные условия. Колодцы сделаны для того, чтобы пользоваться водой во время половодья, когда в реке вода мутная. В колодец часто падают мыши, и тогда подливают в колодец святую воду. Мёртвых собак бросают по кустам, много костей валяется тогда всегда вокруг селения. Трупы собак не зарываются в землю и не сжигаются.
  1. Главные болезни: чахотка наиболее распространена. Умерло 30 человек, в том числе 10 
    детей.
    Врачебная помощь. Есть фельдшерский пункт с небольшой аптекой. Жалобы на недостаток медикаментов.
  2. Личный врачебный персонал. Врача нет. Есть фельдшер, сменивший сестру милосердия. 
    Акушерки нет. Женщины помогают друг другу.
  3. Школы. Церковно-приходская (преобразованная в текущем году в министерскую). Школы в Мильково существуют издавна. Во времена Кегеля (2) была в Милькове ремесленная школа. Дом деревянный, крытый железной кровлей. Помещения большие. Для учителей построены дома-квартиры. Дрова сторож школе и учителям доставляет исправно. Частные пожертвования из Министерства, из Петропавловского склада – книги присылались исправно. Обучение слабое. 70 учеников и два учителя. Дома дети не занимаются вовсе, на что жалуется учитель.
  4. Учительский персонал.  Один учитель – сын священника в Мильково. Учился в городской школе в городе Петропавловске и потом на специальных учительских курсах. Другой, не имеющий права преподавать - ныне уволен.
  5. Церковь. Во имя Богоявления. Эта церковь построена  37 лет тому назад. Построена из лиственничного лесу.  Жители строили её на свои средства. Вид небольшой церкви чистенький. Крыта американским гонтом (3).
  6. Церковный причт. Священник учился в сельской одноклассной школе. Раньше был в Петропавловске дьяком.
  7. Заработки. Рыболовство.  Продают юколу по цене 15-20 рублей за пяток сушёных рыб. Земледелие не имеет места. На пушные промыслы уходят все. Осенью ходят за баранами. Убивают до 300 баранов.
  8. Хлебопашество. Хлебопашество угасло давно. Старожилы, которым 77 лет не помнят его в детском даже возрасте.
  9. Огородничество. 67 домов с огородами. Небольшие посевы по всей долине. Картофель, капуста, репа, редька, свёкла, морковь. Огурцы не каждый год. Тыквы нет. Главный недостаток в парниках. Грибов в окрестностях мало. Жимолость, которую сушат для киселей с картофельной мукой. Голубица (местное голубель). Черёмуха для толкуши, делают из неё лепёшки. Шикша -  замороженная. Клюква для морса больным. Боярышник варят. За кореньями не ходят. Употребляют пластину кипрея вместо чая. Саранный кофе.
  10. Коневодство. 53 дома имеют коней. Общее число их 178. За последние 50 лет число лошадей увеличилось, по-крайней мере, в 4 раза. Порода лошадей улучшается. Подножный корм до 16 января. Гоняют в Щапино. 
  11. Собаководство. Общее число собак - 945. За последние 50 лет число собак сокращается. Медленно и постепенно лошадь вытесняет собаку. Порода собак ухудшается. Теперь 12 собак по силе не заменяют 6 прежних. 
  12. Скотоводство. 68 дворов имеют скот. Общее число 304 головы. Скот в хорошем теле. Число скота мало увеличивается, избыток продают или бьют. Главная причина - труден уход за ним. Во время сенокошения рабочие руки очень дороги. Мужчина берёт до 25 рублей, женщина - 6 рублей. Падежа телят почти не бывает. Объедается омигом.
  13. Свиноводство. Никто никогда не заводил. 
  14. Куроводство. Тоже не было. Птичьих яиц не собирают. Бьют домашних уток. Гусей нет. Лебеди зимуют в тёплых речках. 
  15. Ветеринарная помощь. Нет никакой помощи. Есть ветеринарный инспектор, но нет ветеринарных врачей и фельдшеров. Гибнет много скота от объедания омигом и опивается водой  на кислых ямах. 
  16. Кустарные промыслы. Раньше шили одежду из шкур собак. Собачьи кухлянки продавали друг другу. Из кожи чавычи и кеты шили наколенники. Деревянных изделий нет. О гончарном ремесле не имеют понятия. 
  17. Торговля. Лавки торгового дома Чурина, китайца Сун-Ин-Гунш и местного торговца Колесова. Зимой приезжает много мелочников из Петропавловска. Бумажные товары и галантерея, табак и чай. Товары разные - китайские, русские, японские, американские.
  18. Скупка пушнины. Эти же лица занимаются и скупкой пушнины. Меняют пушнину на товары, но и меняют и на деньги. Лисица - 30 рублей, соболь - 500 рублей, медведь - 50 рублей, росомаха - 30 рублей.
  19. Спиртоношество. Раньше привозилось много спиртного из Петропавловска. Теперь спирта не привозят. Варят свою брагу из хмеля, сахара, хлеба, сухого вроде кваса. Раньше собирали мухоморы, сушили их и продавали кочующим корякам и ламутам на сговор.
  20. Пути сообщения. От Милькова до Верхне-Камчатска 12 вёрст по дороге и от Милькова до Кирганика - 14. Зимняя дорога на лошадях возможна до Толбачика. Заметно, что жители начинают предпочитать езду на лошадях езде на собаках. 
  21. Почта и телеграф. Почтово-телеграфное отделение открыто с апреля сего года. Расписания хода почти нет. Телеграммы посылают с оказиями и по телефону. 
  22. Метеорологическая станция была около школы лет 7 - 8 тому назад. Заведовал ею учитель Телятьев на содержании. Когда ему прекратили дополнительное жалованье, её свалили на чердак и по частям растащили. Новая станция доставлена до Щапина на моторном катере Юхновичем. 
  23. Настроение населения. Народ патриархальный, спокойный, религиозный. Об России мало знают и мало ею интересуются. 
  24. Рыболовство. Рыба ловится только для себя, и то её не хватает. Соль покупают у Чурина (4) и привозят из Петропавловска. Солёное - юкола для себя и висят головы рыбы. Ловят рыбу запорами. неводами не позволяет ловить река - много коряжин. 
Примечание
1. Считается, что Мильково было основано в 1743 году (См. Географо-статистический словарь Российской империи, т. 3, СПб, 1867, стр. 238.)
2. Имеется в виду прибывший на Камчатку агроном Агран Кегель, который и был основателем камчатской ремесленной школы (об этом см. подробнее ЦГИА в Санкт-Петербурге, ф. 1281, Совет министра внутренних дел, оп. 4. 1844, д. 78, Отчёт по Восточной Сибири, лл. 1, 18 оборот - 20 оборот, 22 и оборот)
3. Гонт (польское слово) - дранка, узкие и тонкие дощечки для покрытия крыш.
4.Имеется в виду торговая фирма И.Я. Чурина, который имел на Камчатке своим представителем приказчика В.П. Проскурчкова. 

(Газета "Знамя труда", 7 ноября 1986 года, стр. 6 - 7)


Стен Бергман. 1920-1922

Историческая справка
 Стен Бергман - швед, кандидат философии, зоолог, участник шведской экспедиции, организованной шведской Академией наук и Географическим обществом, побывавший на Камчатке в 1920-1922 г. г. Шведская экспедиция прибыла на Камчатку летом 1920 года. В ее составе было шесть человек. Этересуютс.та экспедиция провела на Камчатке безвыездно три лета и две зимы, исследовала районы Ключевской сопки, южной части Корякского округа, среднюю часть Камчатки и южную часть до мыса Лопатка. После была выпущена книга с названием «Вулканы, медведи и кочевники. Путешествие и приключение в дикой Камчатке». В книге подробно описывается путешествие шведских ученых по досоветской Камчатке накануне ее советизации.Во время экспедиции Стен Бергман, его жена и Эрнст Хедстрем в течение месяца должны были изучать жизнь животных в районе дельты самой большой реки Камчатки. Так они попали в Усть-Камчатск, а оттуда они решили на лыжах пройти до Петропавловска-Камчатского. Во время этого путешествия они оказались в ряде населённых пунктов будущего нашего района.

    «В большой благополучной деревне Мильково около 500 жителей, несметное число лошадей, коров, ездовых собак. В доме богатого камчадала Коршунова, наслаждаясь большим гостеприимством, мы познакомились со старым белобородым русским молодцом в возрасте 80 лет. Он знал одно шведское слово, и этим словом было «филбунке» - густое, превратившееся в творог молоко. Это слово он выучил от одного шведа по имени Санделин, который жил в Петропавловске ранее. Для этого шведа вся его любовь к родине сконцентрировалась в слове «филбунке», это было самое хорошее из того, что он помнил о Швеции. Он ежедневно наслаждался этим продуктом также на своей новой родине.
     Пока мы ходили, осматривая Мильково, искали предметы, имеющие этнографическую ценность, и знакомились с людьми, за нами тянулся длинный хвост детей камчадалов, так как дети хотели посмотреть на «странных людей». В это время прибежал задыхающийся мужчина, который изо всех сил звал: «Мистер!». Я подумал, что, по крайней мере, умирает его жена, но причиной было ни что другое, как то, что он застрелил горного барана, чью голову с красивыми рогами предлагает мне.
     В Мильково я нашел птицу, которую я не ожидал встретить во внутренней части полуострова. Эта птица, белая чайка, имеет совершенно белую окраску. Это гость с берегов Северного Ледовитого океана, откуда ее пригнало ветром».
Следующей зимой учёные хотели заняться изучением северных оленеводческих народов и снова совершили путешествие по уже знакомым местам и сёлам.
              На сей раз, их везде встречали как знакомых. В Мильково совершенно неожиданно они встретили своего соотечественника – шведа Янссона. Янсон был кабатчик и хорошо известен по всей Камчатке как щедрый человек, но его все считали американцем, поэтому в экспедиции ничего о нём не знали. Янсон был мужчиной в возрасте более 50 лет. Он хотел умереть на Камчатке, где можно было избежать налогов и нищеты. К тому же ему очень нравился солёный лосось.

ИСТОЧНИК - Бергман С. По дикой Камчатке. -  Петропавловск-Камчатский, Камчатский печатный двор, Книжное издательство, 2000 год, стр. 73-74.


В. Зенков. 1923

           Историческая справка
Участник похода Г. Чубарова, командир второй  разведывательной партии в количестве 10 человек. Эта партия должна была по долине реки Камчатка дойти до ее устья, затем двигаться на север по восточному побережью Камчатки и объединиться с партией Чубарова в селе Каменском. Их задачей было разбить последний отряд белых на Камчатке. Партия В. Зенкова и проходила через Мильково в 1923 году.

     «Мильково. Селение имеет 64 двора, 30 бань, 100 амбаров. Численность населения - 450 человек: камчадалов: мужчин - 70, женщин - 70, нетрудоспособных - 20, остальные- дети, русских-3.
     Грамотных - 30 человек, малограмотных - 100, школ - 2, но функционирует -1, учителей - 2, учеников и учениц - 64 человека. Имеется кооператив и волостная аптека. Жители занимаются, главным образом, охотой и рыболовством. В селении имеются отделения торговых фирм: «Гудсон-Бей», «Демби», «Свенсон», «Коршунов», «Машихин», «Миронов»…».

ИСТОЧНИК - Балаян З. Белый марафон.  «Детская литература», М., 1980, стр. 26 -27


Е. П. Орлова. 1899 -1976

Историческая справка
Этнограф, исследователь ительменов Камчатки. Выпускница Петроградского Географического института. В 1945 году отправилась на Камчатку изучать ительменов. С 1928 года работала в Отделе Сибири Этнографического Отделения Русского музея. С 1949 года возглавляла отдел Сибири и Дальнего Востока Музея этнографии народов СССР. В 1950-х и 1960-х годах совершила поездку на Камчатку с целью пополнения музейных коллекций. Автор книги «Ительмены», вышедшей во Владивостоке в 1999 году.

"В 1947 году В.С.Завойко ввёл в Ключах и Милькове ткачество, заставив старого и знающего матроса обучать тканью девиц и женщин. Используя опыт камчадалов, которые издавна пряли без верстака крапиву и изготовляли из неё очень тонкие нитки и прядево для сетей, он применил крапивное прядево для изготовления прочной хорошей ткани для белья. Особенно удачным оказался опыт, проведённый в Милькове. К.Дитмар во время  время своего путешествия по долине реки Камчатки в январе 1852 года вместе с В.С.Завойко видел очень много удачных образцов крапивного полотна, а двум девушкам, по представлению В.С.Завойко, даже хотели вручить премии, присланные из Петербурга Экономическим Обществом – брошку и золотые серьги с гранатами. К удивлению Завойко девушки отказались от подарков, мотивируя свой отказ тем, что весь их наряд не вяжется с такими богатыми украшениями. (11, стр. 316)".


Зорий Балаян. 1973

Историческая справка
Зорий Балаян - журналист.
В 1972 году организовал экспедицию в составе четырех человек. Эта экспедиция в 1973 прошла по маршруту  отряда красноармейцев во главе с  Г. Чубаровым, который в 1923 году прошел по Камчатке с юга на север и на севере добил последних белогвардейцев. Экспедиция собрала интересный материал о прошлом и настоящем Камчатки. По материалам этого дохода была написана книга «Белый марафон»

     «Мильково. Население 5300 человек. Сплошная грамотность. Имеется спортивный комплекс на 3000 мест. Новый районный Дом культуры - современное, прекрасное здание из стекла и бетона. Здесь 400 человек одновременно могут посмотреть фильм, здесь постоянно функционируют спортивные секции в хорошо освещенном зале, коллективы художественной самодеятельности. Имеется десятилетняя школа на 706 учеников и восьмилетняя на 376. Интернат на 100 учеников, которые живут и учатся на полном государственном обеспечении. Библиотеки: районная и детская с общим фондом в
31 тысячу книг. Музыкальная школа, где более ста детей занимаются по классу фортепьяно, баяна, народных музыкальных инструментов. Проведены первые километры асфальтированных улиц, которые освещаются в ночное время. В поселке имеется на каждые десять человек, включая и грудных детей, один телефон. Практически
все дома радиофицированы. Недалеко от села Пущино строится ретрансляционный
пункт, и недалек тот день, когда жители поселка и всего района смогут увидеть телевизионные передачи из Петропавловска и Москвы. За последние два года 18 мильковчан купили на свои личные сбережения автомобили различных марок. В районной больнице, оснащенной современной медицинской техникой и оборудованием,
имеется 80 коек. Есть районная санэпидстанция, детская молочная кухня»..

ИСТОЧНИК - Балаян З. Белый марафон.  «Детская литература», М., 1980, стр. 27

Так выглядело Мильково в описании путешественников  XVIIIXX вв.

Работы на тему "Мильково"

Мильково. Ребусы и тесты. Коллективная работа учащихся «Гуманитарной школы» РДДТ.


Детский музей в РДДТ. Авторы - Ерофеев Кирилл (8 класс) и Степанов Дмитрий (6 класс)


Акция "Это всё моя Россия", проводимая на сайте "Открытый класс" Е. Ю. Хребтищевой. 2012 год


Видеоролик о пребывании куклы Маши в парке-музее Районного дома детского творчества в селе Мильково Камчатского края. 2012 год. Автор - Пономарёв Иван (9 класс).

Комментариев нет:

Отправить комментарий