Одна тема - много путей её изучения

 "Готовый продукт" как способ расширения учебных возможностей для обучающихся и повышения качества образования (статья)


Эта забавная карикатура показывает одну отрицательную сторону нашего образования: все должны делать одно и то же. За некоторым исключением это остаётся главной парадигмой нашего образования. Поэтому при современной системе образования  индивидуальные образовательные маршруты, во многом, остаются утопией. Поэтому, я думаю, важной задачей современного образования является поиск способов раскрытия потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления своих интеллектуальных и творческих способностей. Если мы сеем доброе, разумное и вечное, то должен быть и результат  этого посева. Для меня это не просто знания, умения, навыки или, другими словами, компетенции. Главной отличительной особенностью моих  подходов к образованию является создание «готового продукта» разнообразной интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. Он может быть небольшим, но он обязательно должен быть. Этот маленький «продукт» впоследствии может стать частью большого. Этот «готовый продукт» создаётся на основе программного материала, возможностей и интересов учащихся. Его можно сделать индивидуально, группой или всем коллективом. Формы могут быть самыми разнообразными. Для достижения нужного результата я использую следующие виды деятельности:

  1. проектная деятельность;
  2. исследовательская деятельность;
  3. личностно-ориентированная деятельность;
  4. творческая деятельность;
  5. информационно-коммуникативная деятельность;
  6. игровая деятельность

Итак, мой принцип - одна тема - много путей её изучения.

В данной статье я хочу привести конкретные примеры и результаты такой деятельности при изучении одной темы: мифы и сказки  коренных народов Камчатки.

1. Самое простое. Можно использовать материал мифов для рисунков. К рисункам можно составить небольшие аннотации.

Три мира ительменов. Автор - Гасенчикова Татьяна, 10 класс
Кроме нашего земного мира, который ительмены представляли плоскостным, есть ещё верхний (небесный ) и нижний (подземный ) миры. В верхнем мире находится "небесное существо", которое наблюдает за людьми, покровительствует им, но непосредственно в их дела не вмешивается. Оно способствует гармонии, мировому порядку. На небе после сотворения Камчатки поселился и Кутх. В подземном мире правит Гаеч. Сюда переселяются люди после смерти и Гаеч бедным даёт хорошее место для поселения, хороших собак и хорошее платье, а богатым - худое платье, худых собаки плохое место для поселения.
Примерно такое же представление о мире было у чукчей и у коряков.

Рождение Камчатки. Автор - Толман Надежда, 8 класс
     Кутх, бог и прародитель Камчатки, жил со своей женой Илькхум в небе.  Не было тогда никакой земли.  Только небо  да море.  И вот однажды Кутх со своей женой спустился в море.  Всё было бы хорощо, но жена Кутха стала тонуть.  Она никак не могла достать до дна и, тогда, родила сына Сымскала, который всплыл на поверхность воды.  Мать держала сына за руки, а отец за ноги.  И приказали они своему сыну, чтобы он стал Землёй и он стал Землёй.  Так появилась Камчатка.

Будущая Камчатка. Автор - Латий Кристина, 
     Давным-давно это было.  Так давно,  что никто не помнит - когда. Летел однажды волшебник- ворон Куткинняку над большой водой - над  морем. Летел и шибко устал.  А где отдохнуть? Кругом вода. Тогда Куткинняку сложил крылья и упал в море.  Нырнул он глубоко-глубоко и вытащил со дна  огромный камень. Большую землю-камень вытянул Куткинняку из большой воды. 
     Это камень и стал позже Камчаткой.

Злой дух ительменов. 
(по сказке М.Фёдорова «Ажушак – хранитель очага»)
Автор - Сонных Татьяна, 6 класс
Неведомо, кто и когда вырубил злого идола из цельного ольхового  ствола. Глаза, нос, большой зубастый рот … Он стоял и, дьявольским огнём, горели  его глаза.
И почему его не источили в тлен насекомые, не проросли сквозь него трава и корни …?!

Казнь сестры. Автор - Шуго Диана, 8 класс
Рынгена — это сестра Тылвала, ительменского богатыря. Сестра Тылвала, желая выйти замуж  за  коряка,  сделала  своему  брату  подлость.  По  одной  версии, она надрезала тетиву у лука и, когда Тылвал этот лук натянул, тетива лопнула, и Тылвал чуть  не погиб. По   другой   версии,   она   ночью   тайком  переломала  Тылвалу  стрелы  и  убежала  с коряками. За это Тылвал жестоко наказал свою  сестру. Он её поймал, спросил,  почему она всё это сделала, а потом заставил её поймать двух  оленей. Когда она это  сделала, он привязал её к оленям, гикнул на них, понеслись олени в разные стороны и разорвали сестру пополам.

2. Рисунки и аннотации можно использовать для инсценировок.
Инсценировки очень хорошо могут помочь в изучении темы. Это гораздо интереснее, чем традиционные рассказ, лекция или беседа. Мне кажется, что, в определённых условиях, это лучше и ИКТ, о которых так много говорят, поскольку это активная форма. 
     И Н С Ц Е Н И Р О В К А – переработка литературного произведения для театра, для кино. Но можно и для урока. Хорошо подходят для инсценировки небольшие литературные произведения: мифы, басни, анекдоты, стихотворения. Но можно инсценировать и отрывки из больших литературных произведений. Всё зависит от цели уроков или занятий. 
     Перед уроком должна быть проведена предварительная работа. Нужно заготовить литературную основу для инсценировки, с которыми будут работать ученики.  Это могут быть карточки, хрестоматии, сборники басен и т. д. 
     На моём уроке это были большие рисунки на темы мифов коренных народов Камчатки с небольшими аннотациями внизу, по которым и нужно было составить инсценировку. 
Сами инсценировки готовились на уроке. 
Этапы урока:
1. Объявление темы и возможные сценарии её изучения. Ученикам предоставлялась возможность выбрать способ. Во всех случаях они сами выбирали активный способ. Но были предусмотрены и остальные возможности. 
2. Разъяснение порядка работы: назывались мифы, показывались рисунки, предоставлялась возможность выбрать миф, который нужно было инсценировать.
3. Подготовка инсценировки: создавалась группа, куда включалось  необходимое количество участников, происходило распределение ролей, и проводилась репетиция
4. Показ инсценировки. Обязательно кто-то говорил от автора.
5. Подведение итогов. Своё мнение высказывала каждая группа, не только учитель. Параллельно получился и конкурс на лучшую инсценировку. 
На уроке была свободная, непринуждённая, но и деловая обстановка. Дети работали, помогали друг другу, фотографировали, смеялись. Но самое главное – изучали материал. Всё было сделано за 45 минут. И с хорошим настроением и с хорошими оценками все разошлись по своим делам.

Репортаж с уроков

3.  Работа на этом была не закончена. В качестве обобщающей работы был сделан календарь на 2018 год, который назывался «У ительменов мифов много»(См. Приложение 1). А календарь на 2020 год был посвящён  главному персонажу мифов коренных камчатских народов – Кутху. Назывался он "Эй ты, Кутха, пронырливый ворон! Эта песнь о тебе родилась..." и состоял из детских рисунков на эту тему (См. Приложение 2).

4. Ребята, не умеющие рисовать, могут записать аудио; написать сочинение, рассказ, стихотворение, эссе (См. Приложение 3); сделать видеоролик, газету (См. Приложение 4), коллаж, мультфильм, плакат, презентацию; подготовить разные интеллектуальные игры (См. Приложение 5). Игры можно составить и в текстовом и в электронном варианте. Надо только познакомить детей с интернет-сервисами. Их много, только выбирай, обеспечив соответствие возрастным и познавательным возможностям учеников.  Если коллаж может сделать один ученик, то газету – уже большее количество учеников. Это тоже надо учитывать.  

5.  Кроме того, можно и важно использовать естественное стремление учащихся к исследованиям. Ребят можно подвигнуть на очень серьёзную работу.  Каждому можно подобрать то, что позволит ему наилучшим способом изучить материал: один может просто что-то нужное переписать, другой может переделать материал, третий  нарисует, четвёртый наберёт материал на компьютере,  пятый – отсканирует, шестой сделает обложку, седьмой принесёт нужную книгу из библиотеки или поработает в библиотеке с нужной литературой, восьмой посмотрит  видеокассету и опишет нужный сюжет....  А ещё нужно поработать в интернете и отобрать нужный материал. Не менее важным является то, что в ходе такой работы формируются важные человеческие качества: коллективизм, ответственность, дисциплина, чувство патриотизма, развиваются творческие способности. А ещё очень приятно испытать чувство гордости за хорошо сделанную работу. Инициатором подобных работ может быть как сам педагог, так и учащиеся. Так были написаны  учебно-исследовательские работы «Этюд о Вороне», «Легенда о Тылвале». И как апофеоз всей работы в 2018 году была опубликована книга «Как появилась Камчатка (сборник творческих работ учащихся «Гуманитарной школы»)». (См. Приложение 6).  Первой частью этой книги стал «Этюд о вороне», в котором дети изложили своё понимание вопроса, почему именно ворон стал творцом Камчатки. Логическим продолжением стала вторая часть – «Так появилась Камчатка», в которой мы попытались найти ответ на вопрос, а как же на самом деле образовалась Камчатка. Ведь не ворон же её действительно создал! Третьей и органической частью данной книги стали и другие работы детей разных лет о Камчатке: интеллектуальные игры, рисунки, стихи, фото, которые делались либо в ходе изучения краеведческого материала, либо в ходе участия в конкурсах. Кроме того, в качестве приложения в книге собраны материалы, которые дополняют и расширяют материал сборника: карты, легенды о географических объектах, мифы о вОроне-Кутхе, описания древних и современных растений и животных, произведения о вОроне, таблицы.

Работы могут иметь важное прикладное значение. Первоначально сборник задумывался как обобщение нашей работы по изучению Камчатки, чтобы вновь пришедшие в объединение дети смогли воспользоваться плодами трудов предшествующих учеников, поскольку  по интересующим нас вопросам в этом направлении информация была разбросана по разным источникам или её не было. Пользоваться ею было неудобно. По мере того, как проект реализовывался, стало понятным, что такой систематизированный сборник может пригодиться и другим детям и другим педагогам.  Несмотря на то, что в настоящее время на Камчатке выпускается много краеведческой литературы, но она предназначена, в основном, для взрослых читателей. Детской литературы мало. Для школьников больше издаются сказки.  Им  не хватает краеведческой литературы, по которым они могут знакомиться с краем, в котором живут. Тем более, не хватает книг, развивающих интеллектуальные способности. Нет книг, написанных детьми. Благодаря осуществлению проекта дети Камчатки получили книгу, которую можно использовать не только для познавательного чтения, но и для развития своих интеллектуальных способностей. А педагоги получили методическое пособие, которое можно использовать как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.

Вот так, идя от простого к сложному, работая в системе, используя различные уровни деятельности,  можно организовать обучение по теме «Мифы и сказки коренных народов Камчатки». А в результате получится общий труд, который может стать неплохим методическим пособием. Их можно использовать на занятиях  в ходе изучения материала. Их можно использовать как проверочные работы. Их можно использовать во внеурочной работе. Их можно использовать  для индивидуальной, для групповой и для коллективной работы. Но всё сказанное прекрасно подойдёт  и  к географии, и к биологии, и  к истории, и  к литературе, и другим наукам. 


ИСТОЧНИКИ

  1. Корякские и ительменские сказки (в обработке В. Столярова) – Холдинговая компания «Новая книга», Петропавловск-Камчатский, 2007
  2. Описание земли Камчатской, сочинённое С. Крашенинниковым –  «Камшат», Петропавловск-Камчатский,  1994
  3. Сказки и мифы народов Камчатки и Чукотки  «Главная редакция восточной литературы», М., 1974
  4. Стеллер Г. В. Описание земли Камчатки – Камчатский печатный двор, Книжное издательство, Петропавловск-Камчатский, 1999
  5. Забавные карикатуры и комиксы —

URL: https://doseng.org/caricature/71442-zabavnye-karikatury-i-komiksy.html



ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Календарь на 2018 год "У ительменов мифов много..."

2. Календарь на 2020 год "Эй ты, Кутха, пронырливый ворон!"

3. Эссе 

ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В ИТЕЛЬМЕНСКОЙ СКАЗКЕ «ЛЕГЕНДА О ТЫЛВАЛЕ»

Ительменские сказки и легенды – это огромный сборник, который содержит различные мифологические истории. В то же время там показаны и обычные люди, проживающие на Камчатке. Во всех ительменских сказках рассказана отдельная история.

Одна из таких историй – «Легенда о Тылвале». В ней рассказывается о молодом человеке с безграничной физической силой. Все хотят с ним помериться силой, и все проигрывают: вздумал очередной смельчак (коряк) помериться силой с Тылвалом, но так ничего у него не вышло. С Тылвалом вместе жила его красавица-сестра, она влюбилась в этого коряка и решила сбежать с ним. Для этого она подрезала стрелы на луке, чтобы им не помешали. Когда брат увидел, что они убегают, кинулся за луком, но тот оказался сломан. Тем не менее, догнал Тылвал сестру, да расправился с ней жестоко, как со злейшим врагом: привязал её к двум оленям и разорвали те её.

Тылвал – это сильный человек, которому нет равных. В то же время, он хитёр и расчётлив. В нём играет озорство, он не прочь потягаться в силе с очередным молодцем, и знает, что победа будет за ним. Но вспомним, как жутко он расправился со своей сестрой, обманувшей его и сбежавшей из дома. Если так он поступил с родной сестрой, с родным ему человеком, то на что ещё может пойти такой человек в отношении других? Видимо, самое страшное для Тылвала – предательство и измена.

Таким образом, проанализировав легенду о Тылвале, можно говорить об идеале человека в ительменских сказках. Во-первых, герой должен обладать недюжинной силой. Во-вторых, он должен быстро принимать решения и быть хитрым. В-третьих, за предательство, даже со стороны самого близкого человека, он накажет, причём, очень жестоко.

Автор - Бурмакина Галина, 10 класс

4. Стенная газета "Легенда о Тылвале"

5. Игра "Наши люди" (о мильковском художнике, резчике по дереву Владимире Ивановиче Столярове)





6. Детская книга о Камчатке (сборник детских творческих работ)



Комментариев нет:

Отправить комментарий